![]() |
![]() ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА Как всякая многознаковая система, рекламный текст имеет три составляющие. Три составляющие Синтактика характеризует отношение одного знака к другому или к другим Семантика Характеризует отношение знака к значению Прагматика Характеризует отношение знака к смыслу Рассмотрим подробнее эти «составляющие» применительно к рекламному тексту как совокупность знаков, обращенных к его потенциальному потребителю Синтактика С точки зрения синтактики, рекламный текст имеет формульный характер, т.е. связанный жесткой последовательностью его элементов. Формула рекламы включает в себя четыре элемента, идущих друг за другом в строгой последовательности: AIDA Attention Внимание Interest Интерес Desire Желание обладать товаром Action Действие, покупка В отличие от других текстов (научных, художественных) последовательность этих действий в рекламных текстах носит абсолютно определенный характер. В рекламе, как видно из схемы, нельзя механически перестроить указанный характер, не нарушив замысла целого. Attention – интригующая ключевая фраза, заголовок (не более 4-5 слов). Первая фраза рекламного текста должна содержать в себе коммуникативное событие. Отсутствие такого события делает дальнейший рекламный текст бессмысленным. Interest – сообщение о свойствах товара, неизвестных клиенту (2-3 предложения). Desire – кульминационный узел воздействия, цель которого вызвать острое желание покупателя обладать товаром; чаще всего существует в виде слогана или изобразительного знака. Кульминация рекламного текста строится на двух психологических предпосылках: а) на ожидании неожиданного (любопытство); б) на чувстве безопасности. Совмещение психологических предпосылок делает решение проблемы desire вполне успешным. В качестве примера удачной кульминации можно привести рекламный журнал 1923 года. Там был напечатан следующий текст: «Граждане! Берегитесь воров – лишившись денег, вы теряете возможность приобрести журнал «Смехоч». Action – финал рекламного текста, сосредотачивающий в одной фразе весь смысл сообщения с целью вызвать эффект прямого действия (покупку). Рекламный текст представляется удобным для наблюдателя цельности, во-первых, ввиду того, что реклама строится по более или менее жесткой модели: заголовок, пояснительный текст, рекламный слоган и товарный знак. Семантика Всякая семиологическая система есть система значимостей, но потребитель мира принимает значение за систему фактов: миф воспринимается как система фактов, будучи на самом деле семиологической системой. Существует разница между политической и коммерческой рекламой, между соответствием изображения рекламному объекту и соответствием изображения нашим представлениям о ценностях; первая решается исключительно техническими средствами, вторая принадлежит области идеологии. Реклама тем привлекает внимание, чем больше нарушает принятые коммуникативные нормы, перестраивая систему риторических ожиданий. Рекламные тексты относятся к эмотивному типу высказывания, т.е. сообщению, обращенному к интуиции и чувствам клиента. Теоретически это справедливо. Однако построение рекламного текста сложнее: поскольку эмотивное обращение всякий раз пытается представить в виде информативного. Рекламу можно назвать «притворяющимся» высказыванием. Это притворство осуществляется сразу в трех направлениях. Во – первых, говоря о фактах, реклама всякий раз имеет в виду ценности; во – вторых, заявляя о свойствах товара, она подразумевает не натуральные свойства, а образы; в – третьих, декларируя свободу выбора, реклама ориентирует на строго направленное действие (приобретение товара). Возрастание знаковой роли товара привело в последнее время к усилению понятия брэнда. Брэнд – это образ товара, создаваемый совместными усилиями упаковки, товарного знака, рекламных обращений, материалов sails – promotion (продвижение продаж) и других элементов рекламы. Прагматика Третьим составляющим рекламы наряду с синтактикой и семантикой является прагматика. Прагматика – это дисциплина, изучающая отношения знаков к их интерпретаторам. Прагматика в конечном счете призвана ответить на вопрос, почему клиент, несмотря на критичность мышления, воспринимает рекламу и в итоге подчиняется ей. Основными свойствами трех поведенческих стратегий являются соответственно счастье, скука и свобода. ДУРАК УМНЫЙ СУМАСШЕДШИЙ счастье скука свобода Обычно человеческое сознание сопротивляется скуке и оказывается, таким образом, обреченным на постоянные колебания между выбором счастья и свободы. Поскольку одновременное совмещение счастья и свободы в реальной жизни невозможно, то человек вынужден искусственно конструировать ситуации, в которых он был бы одновременно счастливым и свободным. Здесь мифология предоставляет огромный материал. Являясь товарным мифом, реклама демонстрирует способность товара делать потребителя свободным и счастливым одновременно. Функция рекламы продавать. Продавать товары. Продавать идеи. Продавать образ жизни. Важнейшим элементом создания брэнда становится использование мотива чуда. В журнале «Коммерческий вестник» (№14, 1991) приведен весьма красочный пример. В американском супермаркете отдаленного района в крупном городе не было наплыва покупателей. Реклама по их привлечению должна была стоить 20000 долларов, но составила всего 8000. Как это получилось? С крыши супермаркета выстрелили из пушки, заряженной однодолларовыми купюрами. Деньги достались тем, кто случайно оказался возле супермаркета. Теперь сюда приходит множество людей в ожидании чуда: ведь это магазин, с крыши которого стреляют пушки, заряженные долларами. Бурное развитие рекламного бизнеса на Западе, а в последние годы и в России вызвало разделение труда на рекламном рынке. Появились копирайтеры, криэйтеры, специалисты по public – relation (связи с общественностью) и sails – promotion). |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |